В воскресенье 31/13 августа. В сентябре 2020 года, когда Православная Церковь отмечает Собор сербских святых и Мемориал мучеников Ясеновац, в монастыре Рождества Христова Иоанна Крестителя в Ясеноваце Славонской епархии был освящен первый храм Святых Новомучеников Ясеновацких.
В воскресенье 31/13 августа. В сентябре 2020 года, когда Православная Церковь отмечает Собор сербских святых и Мемориал мучеников Ясеновац, в монастыре Рождества Христова Иоанна Крестителя в Ясеноваце Славонской епархии был освящен первый храм Святых Новомучеников Ясеновацких.
В воскресенье 31/13 августа. В сентябре 2020 года, когда Православная Церковь отмечает Собор сербских святых и Мемориал мучеников Ясеновац, в монастыре Рождества Христова Иоанна Крестителя в Ясеноваце Славонской епархии был освящен первый храм Святых Новомучеников Ясеновацких.
Освящение часовни и Божественную литургию возглавил Высокопреосвященнейший митрополит Загребский и Люблянский. Порфирия. Преосвященные господа епископы Йован из Славонии, Иоаникий из Будвы-Никшича, Григорий из Дюссельдорфа и Германии, Ириней из Восточной Америки, Андрей из Австрии-Швейцарии, Сергий из Бихач-Петроваца и Афанасий в отставке из Захумле-Герцеговины вместе служили вместе из нескольких духовенства.
После чтения Евангелия выступил епископ Григорий. Он говорил о важности памяти, но также и об опасности обиды:
— Память — это краеугольный камень, на котором основана наша христианская идентичность, и в равной степени это память о том, что было, и что еще предстоит. Память не может иметь смысла, если мы только помним того, кто когда-то существовал и больше не существует, и мы не помним его как того, кто будет. Поэтому память не может быть полноценной, если мы только сегодня вспомним, а завтра забудем. Память имеет полноту, только если она укоренена и укоренена в вечности, в которой нет смерти, боли и печали, в которой ничто не увядает. Вот почему мы превозносим имена мучеников в служении Богу, потому что мы горячо хотим, чтобы их память и их имя навсегда остались в вечной памяти Бога. Мы обеспечим их и их существование только в том случае, если мы записаны в книге вечной жизни.
— Другая сторона памяти — это не просто забвение, а нечто гораздо более зловещее — обида. Вспоминать — значит с любовью вспоминать жертв. Запоминать — значит сохранить от забвения имена мучеников. Память означает недопущение повторения преступлений. А злиться, с другой стороны, означает культивировать в сердце ненависть к убийцам. Обижаться — значит желать зла палачам, отвечать злом, которое отравляет наши души больше, чем самый жестокий яд. Епископ Григорий отметил, что сердиться, в конце концов, означает жаждать мести и чьей-либо смерти.
После молитвы хозяин, епископ Йован, обратился к церковному собранию, которое приветствовало присутствующих архиепископов, гостей и собравшихся. Епископ Йован сказал, что епископы из разных уголков мира собрались в Ясеноваце, чтобы освятить церковь, точно так же, как во время освящения храма Гроба Господня архиепископы Тирского Собора прибыли в Иерусалим на лодке, чтобы освятить первый из храмов Церкви Божией. Говоря о недавно освященной часовне, епископ отметил:
— Это зимний храм, первый в сербском народе, первый в Церкви Бога, первый в Сербской церкви, первое место, посвященное новомученикам Ясеновацким.
После выступления хозяина были освящены мемориальные доски купцу Михайло Благоевичу, президенту церковного муниципалитета Пакраца, который был убит в Ясеноваце, и недавно скончавшемуся историку Жарко Видовичу, пережившему плен в лагере Ясеновац.
После завершения литургии верующие собрались на мемориальной площади Ясеновца, где епископ Андрей совершил акт благословения славной пшеницы и лепешек на одном из курганов. Епископ Андрей обратился к собравшимся, назвав место казни Ясеновац неким апокалипсисом. Он сказал, что люди, погибшие в Ясеноваце, пострадали голыми руками и не смогли защитить себя. Епископ добавил, что эти люди не пошли на смерть, потому что они несли какое-то зло: — Напротив, они несли веру и клятву своих семей и своих предков. Он сравнил невинность жертв Ясеноваца с невиновностью ветхозаветных патриархов и предков: Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа.
Источник: http://www.spc.rs/sr