В Москве в рамках V Международного Христианского Форума завершила свою работу секция «Современные вызовы и угрозы в сохранении религиозной идентичности и межрелигиозного диалога».
Гости и участники форума имели возможность услышать выступления разных религиозных и общественных деятелей, российских и зарубежных экспертов. Каждый из спикеров отметил важность создания безопасной среды для мирного межрелигиозного диалога и сохранения религиозной идентичности в контексте ситуации, сложившейся сегодня на Ближнем Востоке.
Открыл работу секции вице-президент Международного комитета защиты прав человека Александр Ионов. В своём выступлении он сделал акцент на необходимость объединения сил различных конфессий в борьбе за мирное существование всего населения на Ближнем Востоке: «Такие древние и великие религии как ислам, христианство, иудаизм, должны объединиться и единым фронтом, показав стремление к миру, исправить эту ситуацию, исправить катастрофу». Кроме того, Александр Ионов отметил роль Российской Федерации в борьбе за безопасное проживание христиан как в Ближневосточном регионе, так и Африке, Азии и Латинской Америке.
Также на секции выступил помощник Митрополита по иностранным приходам Русской Православной Старообрядческой Церкви иерей Никола Бобков. Он зачитал доклад «Россия перед лицом глобализации» Митрополита Корнилия (Титова) предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви, который, к сожалению, не смог принять участие в форуме. Основная мысль доклада была связана с важностью предотвращения опасностей, которые таит в себе глобализация.
Далее к собравшимся обратился первый заместитель председателя Совета муфтиев России, а также председатель Духовного управления мусульман Московской области Рушан Аббясов. В своём выступлении он обратил внимание на историческую близость ислама и христианства и, как следствие, на необходимость бороться с проявлениями экстремизма по отношению к христианам совместными силами. Кроме того, он выделил такую важную проблему, как вовлечение мусульман в террористическую и экстремистскую деятельность: «пользуясь религиозной безграмотностью мусульман, ставшей последствием агрессивной секулярной политики 20-го века, социально-экономическими и политическими проблемами мусульманских обществ, да и просто психическими отклонениями отдельных людей, экстремисты преследуют свои корыстные цели и выполняют заказы по дестабилизации обстановки в том или ином регионе».
Следующим выступил Архимандрит Мелетиос (Бассал), представитель Иерусалимской Православной Церкви, который обратил внимание аудитории на то, что причина межрелигиозных конфликтов заключается вовсе не в существовании различных религий, а в неумении людей слушать друг друга. Он подчеркнул, что даже в Иерусалиме, колыбели трех авраамических религий, по сей день возникают конфликты на религиозной почве и что подобные процессы имеют место и в Сирии, и в Египте. Он обозначил проблему нестабильности, порождаемую данными конфликтами, которая в свою очередь приводит к проблеме миграции, с которой тоже необходимо бороться.
Гости форума также имели возможность услышать выступление шиитского лидера в Ираке Шейха Акрам Аль Каби, который выделил основное направление в борьбе за мир и согласие – искоренение радикализма. Именно радикализм, по его мнению, приводит к таким плачевным последствиям, как вооруженные конфликты.
Следующим выступил диакон Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Армянской Апостольской Церкви Микаел Парсаданян. Наполненная важными нравственными понятиями, его речь заставила задуматься о многих, казалось бы, базовых этических вопросах. Содержательная часть выступления могла показаться несколько отдаленной от современных реалий, однако в конце своей речи он объяснил, почему в его выступлении так много абстрактных идей: «Я осознаю, что говорю об абсолютных понятиях, но кто запретит нам стремиться к этим скрепам, которые являются отражением максимально возможного приближения человеческого к Божественному». Закончил свою речь он словами из первого послания к Коринфянам Первоверховного Святого апостола Павла: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
После небольшого перерыва работа Форума продолжилась на второй секции, которая была посвящена обсуждению геополитической ситуации на Ближнем Востоке.