С 21-22 октября 2019 года в Москве пройдет V Международный Христианский Форум, организатором которого выступает Союз «Христианский мир». Одним из участников Форума станет президент Международного общественного Фонда единства православных народов Валерий Алексеев. В преддверии мероприятий он рассказал о важности форума, который будет посвящен теме защиты христиан Ближнего Востока.

— Валерий Аркадьевич, как вы считаете, существует ли на сегодняшний день такая ситуация, при которой христиане на Ближнем Востоке нуждаются в защите и поддержке?

— Валерий Аркадьевич, как вы считаете, существует ли на сегодняшний день такая ситуация, при которой христиане на Ближнем Востоке нуждаются в защите и поддержке?

— Проблема защиты христианства существует, по сути, с момента зарождения самого христианства, и эта проблема является актуальной в наибольшей степени для положения христиан на Ближнем Востоке. Начнем с того, что Ближний Восток — родина христианства. Впервые имя и наименование «христианин» апостолом Павлом было произнесено в Дамаске. Он [апостол Павел] тогда еще был Савлом, жестоким гонителем христиан. Апостол Павел был направлен Синедрионом, руководством Ветхого Израиля, для преследования первохристиан, членов первой христианской общины, основанной самим Иисусом Христом, из Иерусалима в Дамаск. На подходе к Дамаску он [апостол Павел] испытал чудо: он ослеп, но прозрел. Здесь он осознал что есть Христос и есть христиане. Для Ближнего Востока это чрезвычайно важная тема, потому что это родина христианства. Но самое печальное, что сегодня существует некий мировой тренд по дехристианизации человечества, и, конечно, этот губительный, пагубный процесс имеет начало, в том числе, и на Ближнем Востоке. Христиан сегодня выдавливают с Ближнего Востока по самым различным направлениям политического воздействия – экономического, финансового, межрелигиозного, военного и так далее.

— Какие Вы видите черты гонения на христиан? Какие наиболее яркие доказательства того, что данный процесс действительно происходит, Вы можете назвать?

— Какие Вы видите черты гонения на христиан? Какие наиболее яркие доказательства того, что данный процесс действительно происходит, Вы можете назвать?

— По-моему, они довольно очевидны. Международный общественный Фонд единства православных народов существует уже 25 лет, и мы были первой организацией на площадке такого уникального сегмента как гражданское общество в недрах христианства. Наш Фонд — организация светская, но мы действуем в области православного большого мирового христианского сообщества, и поэтому наше внимание к проблеме Ближнего Востока закономерно. И вот за все 25 лет деятельности Фонда, а я занимаюсь этой проблематикой еще дольше и как профессор, и как политический деятель, вся моя сознательная жизнь связана с темой религии и христианства.

Я вам приведу такой пример. Пятьдесят лет тому назад в Сирии и Ираке проживало порядка 2,5 миллионов христиан, а сегодня их менее полумиллиона. При этом последний миллион христиан был изгнан за последние 4-5 лет в результате создания здесь очагов исламского экстремизма и фундаментализма, попытки построения, так называемого Исламского государства. На самом деле, за этим проектом стоят отнюдь не религиозные интересы, а геополитические, экономические, финансовые (в глобальном масштабе). Поэтому «Исламское государство», запрещенная на территории Российской Федерации организация, является только инструментом в руках глобальных сил. Эти глобальные силы очень заинтересованы в таком проекте как дехристианизация населения, а этот проект очень опасен.

Я могу Вам назвать и другие регионы мира, скажем, Северная Африка, Арабская часть Магриба и так далее, где идут просто варварские атаки против древнейшей христианской церкви, Коптской церкви. Не так давно, два года назад, патриарх Коптской церкви был гостем нашего Фонда. Как я сказал, мы активно работаем на Ближнем Востоке. Нашими гостями были также и Патриарх Александрийский Федор II, Патриарх Антиохийской Церкви, Иоанн Х. Они авторитетно свидетельствуют о том, что идут массовые гонения с физическим уничтожением христиан. Сегодня этот факт не надо доказывать: он общеизвестен.

— Какие, по вашему мнению, существуют механизмы противодействия гонения на христиан? Какие меры следует предпринять мировому сообществу в разрешении этой проблемы?

— Какие, по вашему мнению, существуют механизмы противодействия гонения на христиан? Какие меры следует предпринять мировому сообществу в разрешении этой проблемы?

— Эти механизмы существуют давно. В течение всего ХХ века внимание было сосредоточено на выработке механизмов по защите отдельных категорий населения планеты, которые испытывали те или иные гонения. Христиане весь ХХ век находились в категории этих преследуемых лиц. Начнем с того, что по итогам Первой мировой войны, когда была создана так называемая подмандатная Палестина, или Трансиордания, в которую входили сегодняшние государства Иордания, Израиль, Ливан, Сирия, частично Турция, Ирак (бывшее наследие Османской Порты), начинается время преследования христиан. Поэтому уже тогда начали вырабатываться разного рода механизмы противодействия гонению.

Тогда же, в ХХ веке, была такая организация как Лига Наций, которая, в общем-то, не оправдала своих надежд. Она была создана по итогам Первой мировой войны, как и впоследствии после Второй мировой войны была создана Организация Объединенных Наций. На момент создания Лиги Наций казалось, что страшнее примеров уничтожения и самоуничтожения человечества уже быть не может. И вот такой механизм как Лига Наций должен был спасти человечество от возможной катастрофы. Спасла Лига Наций его? Нет. Потому что на смену Первой мировой пришла Вторая мировая, еще более ужасающая по своим последствиям. В 1945 году была создана Организация Объединенных Наций. На полях таких организаций весь ХХ век и шла работа по защите христиан. Создавались специальные комитеты, комиссии, проводились всякого рода конференции. Какова от них реальная и эффективная польза — трудно сказать. По крайней мере, и вреда они тоже не приносят. Но есть и другие механизмы — межгосударственные договоры, соглашения, ярким примером которых выступают различные соглашения современной России с Сирией по оказанию помощи в изгнании с сирийской территории ИГИЛ (организация запрещена на территории РФ). Конечно, в рамках данных военных действий осуществлялись и продолжают осуществляться меры по защите христиан. Особенно это видно на примере работы с населением наших контактных групп российской армии в районах традиционного расселения христиан: Алеппо, Хомс, Дамаск, Долина Бекаа, там, где традиционно на границе Сирии и Ливана проживает в большей части православное население. Им оказывается гуманитарная помощь. В рамках других межгосударственных отношений так же ведется эта работа. Насколько она эффективна — это отдельный вопрос. Однако эти формы государственного, экономического, социального и политического воздействия существуют на сегодняшний день.

Также стоит упомянуть и общественные организации. Например, наш Фонд занимается в значительной мере и миротворческой деятельностью. Ежегодно мы проводим на площадках разных стран различные конференции. В том числе мы проводили много конференций на Ближнем Востоке: в Иордании (в Аммане), на территории Палестины (в Вифлееме), в Ливане (в Бейруте) и т.д. Конечно, мы всегда рассматриваем тему оказания преследуемым христианам. Наш Фонд привлекает на эти конференции выдающихся местных политических и религиозных деятелей. Есть также межрелигиозные институты – форумы, встречи, и т.д. Я неоднократно принимал участие в таких мероприятиях, где в роли генеральных модераторов выступали, скажем, Папа Римский, Патриархи из Стамбула, Иерусалима, России. Таких форумов достаточно. Снова задам себе такой референтный вопрос: насколько они эффективны? Быть может, по своему локальному воздействию они приносят какую-то пользу, но в глобальном мировом смысле я не могу сказать, что безопасность христиан поставлена на надежную основу. В этой части у меня есть некоторый пессимизм, который основывается на том, что реальное положение дел таково — идет изгнание христиан. И это факт, с которым невозможно спорить. Поэтому делать на этой печальной основе какие-то оптимистические выводы как ученому и политику мне не представляется возможным.

— Существует ли сегодня проблема радикализации молодежи на Ближнем Востоке? Если да, то влияет ли это на положение христиан?

— Существует ли сегодня проблема радикализации молодежи на Ближнем Востоке? Если да, то влияет ли это на положение христиан?

— Проблема радикализации молодежи, конечно, существует, и она совершенно очевидна, мы все видим ее плоды. Дело в том, что мир движется в сторону глобальной смены парадигмы. Мир движется к глобальной реформации. И, как часто это бывает, эти глобальные изменения начинаются с самых чувствительных точек планеты. Сейчас Ближний Восток является этой чувствительной точкой. Казалось бы, регион маленький, населения там проживает не так много, особенно, если сравнивать с Индокитаем, где проживает почти четыре миллиарда человек. Тем не менее, этот регион для мировой политики является сверхчувствительным. Я бы сказал так: если Ближний Восток переживает насморк, то весь мир начинает испытывать воспаление легких. Малейший конфликт приводит к мировым катаклизмам. Подобные явления мы с вами наблюдали совсем недавно, когда началась «Арабская весна», включая в себя череду «цветных революций», которые прокатились по всему Ближнему Востоку. И, конечно, наибольшую активную часть тела этих революций составляли молодые люди. Мне довелось несколько раз посещать эти страны в период этих бурных процессов, и я видел, что в основной массе этих протестующих, митингующих, «атакующего класса», как говорил Лев Троцкий, находятся молодые люди. Фраза «молодежь – барометр революции» также принадлежит «демону революции» Льву Давидовичу. Он знал, о чем говорил. Основные движущие силы, «плоть революции», которую приносят в жертву те, кто стоит за занавесом этих событий — молодежь. Во-первых, в этих революциях принимали участие христиане (юноши и девушки). Первопричиной этих революций, все-таки, были не межрелигиозные проблемы, а остросоциальные. Молодежь была выключена из активной социальной жизни, у них не было перспектив и социальных лифтов. Да, старшее поколение бросило им некую «кость» в виде легкого получения высшего образования. Но что оно дает? Молодежь, в том числе христианская (исторически, самая образованная) была лишена возможности широко использовать полученные знания на практике – сплошная безработица.

browse around this website

Как же в целом это повлияло на христианскую общину? Основные массы беженцев в Европу составляли опять же молодые люди, ведь старик с клюкой никуда не пойдет. Жажда перемен, обновление жизни, получение каких-то перспектив, прежде всего, стоит перед молодыми людьми. В результате получили острый конфликт, и сегодня он начинает ужесточаться в Европе, когда столкновения стали происходить по религиозному признаку. Огромное количество всякого рода террористических актов, к сожалению, произошли под прикрытием такбира (возвеличивание Аллаха словами «Аллаху Акбар»). А это, в свою очередь, радикализует местное население и настраивает его против как мусульман, так и христиан, потому что среди сирийских беженцев много христиан. Таким образом, мы получаем уже межцивилизационный конфликт. Так и происходит влияние радикализации молодежи на положение христиан в мире.

Напомним, основная задача V Международного Христианского Форума — гармонизация межнациональных отношений и налаживание этнокультурного диалога, создание стабильности в наиболее подверженных конфликтам регионах. А также донесение до мирового сообщества проблем конфессиональных меньшинств определенных регионов, в частности христиан Ближнего Востока, которые нуждаются в защите и внимании с его стороны. В мероприятиях форума примут участие религиозные и общественные деятели, представители органов государственной власти, российские и зарубежные эксперты из стран Ближнего Востока, Европейского союза и Восточной Азии.