Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, достопочтенные отцы, участники Форума. За основу своего выступления я взял два абсолютных понятия: любовь и смирение. Я глубоко убежден, что чем чаще мы будем обращаться к этим понятиям, тем легче будет найти возможность сохранения как религиозной идентичности, так и межрелигиозного диалога. К сожалению, риторика, которая сегодня слышна ото всюду основывается на абсолютно противоположных понятиях: ненависти и гордыни. И только на полях подобных Форумов выпадает возможность вновь обратиться с призывом ко всем изменить вектор своих слов и действий. Как нам всем известно уже который год, а если быть точнее, то уже десятилетие, мир будоражит от возникающих очагов неоправданной жестокости с псевдорелигиозным окрасом. Не важно под флагом какой религии или верования происходит ужасные злодеяния, важно лишь по причине отсутствия чего они происходят. Здесь, мне кажется, со мной согласятся все, это происходит ввиду полного отсутствия любви и смирения. Сегодня в XXI веке эти два понятия, как было уже сказано выше, заменили ненависть и гордыня.
Быстро меняющийся мир, с правилами животного отбора, превратил человека, как венца Божественного творения, в кровожадное животное с чувством бесконечного голода захватывания того, что не принадлежит ему, грубейшим образом нарушая десятую заповедь Господню: Не возжелай ничего, что у ближнего твоего. Именно эта заповедь служит к переходу к закону Христа, который нравственнее, возвышеннее и важнее закона Моисея, так как Христос спускается в глубины души человеческой и обязывает не убивать даже в мыслях, не представлять прелюбодеяние даже в мыслях, не красть в мыслях и не лгать молчанием. Как раз это молчание, иногда с шепотом беспокойства сильных мира сего, укореняет в сознании людей безразличие к потребностям, зачастую, стоящего рядом с тобой человека. Это является наихудшим проявлением нелюбви. Безразличие, которое в свою очередь порождает ненависть.
Праведный Иоанн Кронштадтский говорил в своих толкованиях о заповеди «Возлюби ближнего своего» следующим образом: «Так как любовь наша к ближнему выражается в этих оказаниях помощи преимущественно его телу, его многоразличным потребностям, то враг бесплотный, исконный противник любви, сам сущая ненависть и злоба, всеми мерами старается отвлекать христиан от упомянутых добродетелей: он внушает нам, влечет нас, нудит нас огненною теснотою не иметь с ближним общения в хлебе-соли, в деньгах, то есть заражает сердце христиан скупостию и необщительностию в благах земных с нуждающимися; он внушает нам презрение и ненависть к странным, жаление для них жилища и подозрительность к ним». Именно с таким отношением неприятия и непринятия сталкиваются миллионы вынужденных переселенцев из Ближнего Востока и Северной Африки, в надежде найти новый дом и обрести шанс на безопасное будущее.
Громогласные слова глав государств о готовности принимать беженцев показывают лишь стремление набрать очки на внешнеполитической арене, а на деле – это политическое перетягивание каната, на кого бы спихнуть этих ненужных. Мы все относимся к ним с жалостью. Но поверьте, любовь больше, чем жалость. Жалея человека и делая для него что-либо из жалости, а не из чисто откровенной любви, вы унижаете его человеческое достоинство. Он на миг перестает быть полноценным человеком, да еще и становится не равным тому, кто эту помощь оказывает. Мы может утверждать, что это делается из чувства милосердия, но ведь это тоже меньше, чем любовь.
Гордыня, наполняющая сегодняшний мир, привела к тому, что мы стали смотреть друг на друга, как на фигуры шахматной доски, высчитывая с кем какая партия или ход максимально выгоден для нас. В результате чего обесценивается абсолютно все, а самое главное обесцениваются отношения между людьми, нациями, странами и даже, как показала история межрелигиозные и межнациональные связи. При всем при том, что каждый из них говорит о важности добрососедских и даже братских отношений. К сожалению, их сейчас почти не осталось. На наших с вами глазах разрушается возможно последний оазис именно такого мирного и братского сосуществования разных религий, народов и культур — Ближний Восток. Нескончаемые войны, реализация своих скверных политических целей и интересов привели почти к полному исчерпанию шансов на возможную мирную жизнь этого региона. Дети, выросшие в войне, не простят нам этой ошибки.
Я осознаю, что говорю об абсолютных понятиях, но кто запретит нам стремиться к этим скрепам, которые являются отражением максимально возможного приближения человеческого к Божественному.
Свое выступление я бы хотел закончить словами из первого послания к Коринфянам Первоверховного святого апостола Павла: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.