Уважаемые друзья, дорогие гости!
Мне очень приятно сегодня здесь выступать перед вами и приятно вдвойне, что я могу здесь смело выступать и говорить, что я являюсь представителем меньшинства, представителем маленького народа, который называется езиды. Нас, на самом деле, очень мало осталось. Мы являемся представителями езидов, которые оказались еще со времен Османской Империи в Царской России. Есть также наши представители, которые живут и остались на своих исторических землях – это Северный Ирак, Шангал. Кто же такие езиды? Езиды жили в исторической области, которая раньше называлась Месопотамией. Сегодня это современный Курдистан. Основная территория компактного проживания езидов – это Северный Ирак, район Айн-Сифни, Синджар и Дахук. В районе Дахук находится наша святыня – Лалеш.
Немножко расскажу о нашей религии. Я могу смело сказать, что наша религия – это та же самая культура для нашего народа, потому что именно наши документы, книги и наша история всегда уничтожалась и до сих пор уничтожается. Если вы помните, то буквально совсем недавно, в 2014 году, наш народ снова подвергся, я не могу назвать это слово геноцидом, но подвергся уничтожению. На севере Ирака, где живут наши представители сейчас, проживало более пятисот тысяч человек. До появления Саддама Хуссейна на политической арене нас – езидов – было около 2-3 миллионов человек, которые проживали именно там. То есть вы представляете, сколько осталось тысяч человек, которые сейчас там проживают.
Мы пытаемся себя спрашивать, за что наш народ, со времен Османской Империи подвергается такому массивному уничтожению? Неужели наша религия настолько страшная, что нас пытаются просто искоренить из жизни, то есть стереть нас с лица земли? Я не думаю, что наша религия такая страшная, потому что в нашей религии есть те самые добрые постулаты, как и постулаты в других религиях: мир, уважение, любовь к ближнему, не укради, не убей. Но, к сожалению, мы как-то оказались снова не на том, наверное, месте. Но, дорогие друзья, уважаемые гости, что нам делать? Как дальше нам быть, езидам? Мы сейчас находимся после ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации) в таком состоянии, что только 20% езидов вернулись на свою территорию. Остальные оказались беженцами. То есть люди не имеют уже совсем ничего.
По данным курдских правозащитников, за всё время ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации) убило более 10 000 езидов. Численность беженцев превышает пятисот тысяч человек. Более трех тысяч человек находятся в плену. Я не буду говорить о том, какими зверскими методами были наши представители гонимы, как их убивали и как жестоко отрезали им головы. Я думаю, что все могут увидеть это в интернете в свободном доступе. Это показывали. Но, друзья, это 2014 год, 21 век на дворе. До этого в 1988 году, когда была химическая атака на курдов, среди курдов были также и езиды, которые погибли. В 1994 году, при режиме Саддама Хуссейна, было принято решение об уничтожении двух езидских деревень и 1200 домой езидских семей было снесено в районе Шагнал.
Но если раньше была арабизация нашего народа, то сейчас, к сожалению, идёт курдизация нашего народа. Если мы сейчас потеряем свою самобытность, мы потеряем свою религию. Но кто от этого выиграет? Хорошо, мы перестали быть езидами и потеряли свою веру, кто от этого выиграет? Что? Мир от этого станет лучше? Или будет мир и безопасность во всём мире? Можете мне кто-нибудь объяснить? Вот здесь сидят уважаемые люди из Сирии, Ирака. Я представитель моего небольшого народа, которому уже много тысяч лет. Я лично родился в Армении, а живу с 90-х годов в России. И с тех пор, сколько уже существует мой народ, нас постоянно уничтожают. То нас выгоняют из наших селений, то говорят, что вы нелюди. Я просто хочу спросить, что дальше? Объясните мне, как представителю маленького народа, куда нам деться в итоге? Слава Богу, что есть такое государство как Россия, и есть такие же хорошие, красивые государства с очень добрыми людьми как Армения, Грузия, где живут мои представители. Мы смело там можем выходить и говорить, что мы езиды, что мы не исповедуем какую-то страшную религию. В нашей религии есть символ – солнце, к которому мы обращаемся. Есть молитвы, которые мы читаем, но не в одной молитве я не видел страшных каких-то слов, где говорится, что люди – враги, вы должны быть осторожны, вы должны убить тех или других. Нет, такого нет у нас в религии!
Кто мне подскажет, как нам быть дальше, езидам, как маленькому меньшинству? Я очень рад, что здесь представители разных религий и мне вдвойне радостно, что есть именно специалисты в этой области. Может быть, вы мне откроете на что-то глаза. Может, вы откроете мне глаза на мою же религию. Может, чего-то я не знаю или, может быть, мои предки, которые пытались защитить себя, свои семьи, свою культуру, свою религию со времен Османской Империи.
Я подчеркну, что в моей религии, к сожалению, не осталось писанных документов, священных писанных документов. Мы передаем всё от отца к сыну из уст в уста.
Мы сохранились и это говорит о том, что мы, может быть, и маленький народ, но мы сильный народ. И если даже нас веками уничтожать, то, мне кажется, мы всё равно останемся. Потому что если человек идёт в мир с правдой, то очень тяжело будет уничтожить этого человека, уничтожить ту историю, которая несла правду.
Мы все оказались в этом мире, на этом свете только с одной целью. Господь нас создал только с одной целью – чтобы мы размножались, плодились, любили друг друга, но не как не пачкали ту землю, которую Он Сам же Своими руками создал.
Спасибо за внимание, спасибо за то, что организовали такое мероприятие. И позвольте еще раз поблагодарить вас за то, что я могу здесь смело говорить, что я являюсь представителем маленького народа.